Статьи

 

Зачем швейцарские учёные приезжают в Новосибирск

29.12.2015

Сибирские ученые уже год активно изучают мозг с помощью технологий МРТ. В этой работе налажено сотрудничество с международными экспертами, в том числе из швейцарской Лозанны. О том, зачем именно швейцарские ученые приезжают в Новосибирск и чем сибирский город с научной стороны сильнее европейских, рассказал профессор Федерального политехнического университета Лозанны Жорж Абу-Жаудэ.

Жорж Абу-Жаудэ — уроженец Ливана, закончил Математическую школу Гренобля (Франция). В 1984 году получил диплом архитектора Федерального политехнического университета Лозанны, прошел обучение по 3D-моделированию в компьютерной графике в том же университете, где сегодня и работает в должности профессора. Знает несколько языков. У него русская жена и четыре ребенка.

СПЕЦЭФФЕКТЫ МОЗГА

Жорж приехал в Новосибирск на научную конференцию «Новые направления нейробиологии и нейровизуализации» после визита десяти сибирских ученых в Швейцарию.

«Международный томографический центр» СО РАН и Новосибирский государственный университет получили год назад грант на изучение мозга методом МРТ, а институт в Лозанне, где работает профессор, также курирует эту область научных поисков. Сам же господин Абу-Жаудэ занимается визуализацией или компьютерным моделированием.

По его словам, главное в его деятельности — программирование и моделирование, но большие объёмы информации и программное наполнение он укладывает в красивые 3D-модели. Они позволяют показать обывателям, политикам, инвесторам сложные понятия наглядно.

Одним из самых ярких примеров его работы является визуализация нейронной сети в мозге, над которой он трудился около трех лет. «Я первый в мире сделал визуализацию, как в головном мозге работает система нейронов. Мою визуализацию берут политики, ВВС, СNN. В России на конференции я рассказал коллегам, как я это делаю. Но чтобы понять это, надо знать математику, физику, химию, биологию, программирование, искусство, новосибирские коллеги все это знают», — сказал профессор.

Он отметил, что работа над такой моделью — крайне сложная. «Сначала эта модель находится у меня в голове, затем делаю чертеж на бумаге, а дальше долгий процесс построения модели на одном супермощном компьютере, потом на другом. И только когда построена эта модель, происходит ее визуализация, превращение в нечто наглядное и красивое», — рассказал Абу-Жаудэ.

Он добавил, что моделирование продвигается в мире усилиями кино и игровой индустрии, так как именно там находятся основные потоки денег. Но в последнее время эти же «спецэффекты» стали доступны в мире науки, где особенно важно изображать наглядно очень сложные данные и понятия.

«Джордж Лукас работает в кино, я — в университете. Но я знаю, что они делают, и делаю также. Эти принципы применимы для любых отраслей науки. При этом все делегации разных стран смотрят на визуализацию работы нейронных сетей заворожённо», — поделился ученый.

Он признался, что сам не любит ходить на современные фильмы, потому что знает, как делаются спецэффекты изнутри, и даже сам участвует в производстве игр. И ему гораздо интереснее делать спецэффекты для науки.

«Мы делали симулятор полета для пилотов новейших поколений самолетов на солнечных батареях ClipAir и Solar Impuls. А также я участвовал в создании экзоскелета, благодаря которому на открытии чемпионата мира по футболу в Бразилии первый удар по мячу сделал подросток-инвалид», — привел примеры собеседник.

Сейчас у профессора новая задача — сделать модель функционирования стволовых клеток (благодаря которым осуществляется обновление тканей и органов). «Сейчас я делаю компьютерное моделирование стволовых клеток, это очень трудно, ведь есть несколько типов таких клеток», — уточнил он.

МЫШИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ

«Я очень люблю Новосибирск. Первый раз я побывал в России именно в этом городе. Потом в Швейцарии один друг сказал, что ты говоришь по-русски, а у него хороший друг работает в Новосибирске, значит надо налаживать сотрудничество. По чуть-чуть я завел новых друзей в Новосибирске, и стали завязываться научные связи. Здесь мне нравится, что развивается междисциплинарное взаимодействия, когда разные институты решают одну задачу», — рассказал Жорж.

Сейчас в Новосибирске, по словам профессора, в перспективе на несколько лет обсуждаются совместные проекты с «двумя-тремя институтами».

«Виварий в Новосибирске — номер один в мире. У нас в Швейцарии выделяют много денег на науку и тоже есть виварий, но он хуже. Потому что у вас виварий грамотно сделан: все в одном помещении: и мыши, и оборудование для их исследования. В Швейцарии мыши в одном помещении, а когда надо их исследовать, то их надо нести в другое помещение. Нарушается стерильность», — сказал Абу-Жаудэ.

По его словам, в Новосибирске в виварии, где есть даже МРТ, и сами мыши высокого уровня. «Может, быть будем работать вместе. Есть один проект очень интересный. Они изучают поведение мышей. Я могу делать компьютерную модель поведения мышей. Это научная задача, позволяющая увидеть, как они ведут себя при воздействии тех же новых лекарств», — предположил собеседник.

Сейчас новосибирские ученые эксперименты с мышами фиксируют только на видео. «Надо снимать видео с разных точек и делать 3D-виртуальную модель. Тогда можно будет делать симуляцию их поведения, прежде чем организовывать новый эксперимент», — считает ученый.

Остальные совместные проекты с новосибирскими учеными находятся еще на той стадии обсуждения, на которой Абу-Жаудэ предпочел не раскрывать подробностей.

По данным ФАНО, в рамках проекта «Исследование возникновения, течения и прогноза заболеваний головного мозга методами нейробиологии и нейровизуализации» Института «Международный томографический центр» СО РАН будут получены новые данные о структурных особенностях мозговой ткани и функциональных характеристиках высшей нервной деятельности в норме и при различной патологии.Ожидается, что в рамках исследования будет получена информация о характере ликвородинамики (процесс циркуляции спиномозговой жидкости) и мозгового кровотока. Эти данные помогут в разработке нового комплексного научно-диагностического подхода к диагностике заболеваний центральной нервной системы с использованием наиболее современных методов лучевой диагностики.

« Назад

Добавить комментарий Имя: 

Комментарий:


Ваш комментарий:


Вопрос:  ''
  
Статьи
Что ждет российское образование в ближайшем будущем: 9 нововведений от Минпросвещения

 Минпросвещения во главе с Ольгой Васильевой подготовило для россиян масштабный национальный проект с говорящим названием «Образование», который изменит привычную жизнь преподавателей, школьников, студентов и их родителей. Реализовать его в правительстве планируют до 2024 года, а принять — уже в этом августе. Какие же изменения ждут систему образования в России в предстоящие шесть лет?

 
1. В школах введут новые образовательные программы и избавятся от третьей смены
 
Первый проект в рамках реализации нацпроекта «Образование» называется «Современная школа». Его основная цель — вывести Россию на одну из лидерских позиций (а точнее, в первую десятку стран) по качеству общего образования во всем мире. Российские школы действительно обещают стать более современными — здесь обновят образовательные программы и приведут систему оценки качества к международным стандартам. Кроме того, в школах появятся уроки технологии на базе технопарков для детей «Кванториум» и, наконец, ликвидируют третью смену.
 
2. Школы будут цифровыми
 
Еще одна задача — реализация проекта «Цифровая образовательная среда». Он предполагает создание в школах страны полностью безопасной цифровой образовательной среды. Это значит, что все общеобразовательные учреждения обеспечат доступом в интернет, на уроках будут применяться технологии виртуальной и дополненной реальности, а всю отчетность переведут в электронный формат. Ранее ИА «В городе N» рассказывало, что в рамках данного проекта в школах также может появиться система распознавания лиц. 
3. В школах будут ориентироваться на успех каждого ребенка
 
Известно, что реализация проекта «Успех каждого ребенка» должна привести к тому, что школа будет воспитывать «гармонично развитых и социально ответственных личностей». В частности, в школах разработают образовательные программы по индивидуальным планам, а Минпросвещения займется созданием новых оплотов допобразования. Также по всей стране будут строиться центры поддержки талантливых детей.
 
4. Вести уроки будут «учителя будущего»
 
«Учитель будущего» — именно так называется еще один федеральный нацпроект, который необходимо реализовать до 2024 года. По всей стране будет введена система аттестации школьных директоров и психологов, а для педагогов будет разработана система карьерного роста — кстати, с учетом индивидуальных достижений каждого работника образовательных организаций.
 
5. Техникумы и колледжи будут готовить «молодых профессионалов»
 
Федпроект «Молодые профессионалы» разработан специально для модернизации системы профессионального образования. В планах министерства — проведение чемпионата мира по профмастерству WorldSkills в Казани и Европейский чемпионат по профессиональному мастерству в Санкт-Петербурге. Помимо этого, в России будет создана целая сеть центров опережающей профподготовки. По мнению чиновников, это должно помочь студентам колледжей и техникумов в подготовке к демонстрационным экзаменам, которые станут обязательными для половины учреждений профессионального образования уже в 2024 году
 
6. Российские вузы смогут конкурировать с западными
 
В целях повышения конкурентоспособности российских вузов в профильных министерствах разработали специальный федеральный проект. Он предполагает, например, привлечение в высшие школы России большего количества иностранных студентов. Чиновники уверяют, что данный проект соотносится с другими, не менее важными — «Экспорт российского образования», «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда в РФ».
 
7. Родители тоже станут более современными
 
Чтобы реализовать проект «Современные родители», в правительстве предлагают разработать специальный сайт, где родители смогут получать консультации по вопросам образования и воспитания детей. К тому же в 2024 году во всех субъектах РФ откроются центры помощи родителям.
 
8. Взрослым будет проще заниматься самообразованием
 
Ответственность за успех проекта «Новые возможности для каждого» возложена на министерство науки и высшего образования. В соответствии с ним будет создана специальная платформа-навигатор и сервисы с образовательными курсами и программами. А еще ведомство планирует проводить мероприятия, которые должны будут мотивировать россиян к самообразованию. Какие именно мероприятия заставят взрослое население страны вернуться к учебе, пока неизвестно.
 
9. В России будет развиваться волонтерство
 
Через шесть лет по всей стране заработают центры поддержки добровольчества. Открываться такие центры будут на базе школ, колледжей, вузов, НКО и госучреждений. Также в планах у Росмолодежи (а именно она займется реализацией проекта «Социальная активность») разработка специальной платформы для поиска и обучения волонтеров.
 
Ранее сообщалось, что низкие зарплаты и высокая загрузка привела к дефициту педагогов в 48% школ. 
 
Взято с: http://www.vgoroden.ru/zhizn/obrazovanie/chto-zhdet-rossiyskoe-obrazovanie-v-blizhayshem-budushhem-9-novovvedeniy-ot-minprosveshheniya
 
Фотоника и бионанотехнологии – профессии будущего, считают в МИФИ

Профессии будущего занимают все больше места в учебных программах лучших российских вузов. Фотоника наноструктур, высокотехнологичные диагностические системы и биомедицинские нанотехнологии – новые направления развития для Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ). Что это такое и почему можно ожидать активного развития этих направлений в России и за ее пределами?

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ