Статьи

 

Эксперты: в РФ растет число школьников, увлеченных IT-технологиями

11.12.2016

В России растет число школьников, увлеченных IT-технологиями и вовлеченных в кружки по робототехнике и программированию. О слагаемых и перспективах этого процесса рассказали ТАСС эксперты из разных регионов страны.

"Общее количество школьников, увлеченных IT и занимающихся в профильных кружках в школах, вузах и центрах детского творчества по стране не подсчитано. Всероссийская олимпиада собирает ежегодно около 2,5 тысячи участников со всей страны. Это дети с 5 по 11 класс и всех их объединяет сочетание таких качеств как тяга к знаниям, сила воли, умение ставить и достигать цели, а в основе этого лежат усидчивость и настойчивость", - сказала ТАСС Лидия Перовская, координатор Всероссийской командной олимпиады школьников по программированию, академический менеджер кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО.

Олимпиада школьников плюс студенческий чемпионат равняется система

Олимпиада 2016 года, уже в 17-й раз пройдет на площадке ИТМО 10-11 декабря. Олимпиада проводится практически по тем же правилам, что и мировой чемпионат по спортивному программированию ACM ICPC. Это командное соревнование, на решение задач командам из трех человек отводятся те же самые 5 часов, как и на студенческом чемпионате. Разница в том, что школьникам разрешают принести с собой любую учебную печатную литературу, но только не самописные конспекты, рассказала Перовская. Многие участники школьной IT-олимпиады затем поступают в ведущие вузы в этой сфере и продолжают восхождение к вершинам программирования уже на студенческом чемпионате ACM ICPC, отметила она.

Перовская привела в пример Петра Митричева и Геннадия Короткевича. Оба - одни из лучших в мире специалистов по спортивному программированию, оба выступали на студенческом чемпионате, правда, Геннадий дважды стал обладателем кубка чемпионов, а Петру это в студенческие годы не удалось, но все равно он был в когорте лучших, а начинали оба именно на школьной IT-олимпиаде. И таких примеров, по ее словам, немало.

Выявление юных талантов

Развиваются и другие направления продвижения талантов. В частности, Уральский федеральный университет (УрФУ) второй год подряд выступает оператором по отбору талантливых ребят для научной смены президентского образовательного центра "Сириус". В Приморье одним из способов выявления юных талантов в области IT-технологий в этом году стал турнир по робототехнике Robotics Tournament, который впервые прошел в октябре этого года в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Всего в состязаниях приняли участие 30 команд школьников и студентов - за 24 часа они сконструировали и запрограммировали собственных роботов, которые вышли на полосу препятствий.

Все начинается с интереса к роботам

По словам декана факультета IT и программирования Университета ИТМО Владимира Парфёнова, определить способность и желание ребенка быть программистом раньше 5-6 классов, а лучше с 7-го, - не определить. "Малыши, конечно, и в более раннем возрасте интересуются роботами. А роботы без программирования - ничто, поэтому вход в IT-индустрию, конечно, для любого ребенка лежит через создание своего первого робота", - сказал он. В этом смысле робототехническое творчество и IT, на его взгляд, неразделимы.

"Со старших курсов компании охотятся за талантливыми программистами, с 4 курса уже все работают. Но даже в школе компании их примечают, помогают, знают их родителей, привычки и вкусы", - отметил декан, подчеркнув, что во время обучения программистов в вузах компании заботятся о том, чтобы им были созданы комфортные условия, направляют преподавателей, помогают вузам материально и буквально "рвут на части выпускников". Ректор Томского политехнического университета (ТПУ) Пётр Чубик рассказал ТАСС, что первому IT-классу, открытому в этом году в лицее ТПУ в организации учебного процесса активно помогают крупные представители IT-бизнеса, как "Лаборатория Касперского", "Mail.ru Group" и KUKA Robotics: предоставляют учебные курсы, методические материалы, проводят вебинары, видеолекции и конкурсы научных проектов для лицеистов.

Востребованность программистов

Владимир Парфёнов сообщил, что в Петербурге около 500 IT-компаний, где работают около 40 тысяч программистов. Это примерно 5 часть российской IT-индустрии. "70 процентов IT-отрасли России сосредоточено в Москве и Петербурге, в Москве около половины, в Петербурге - около 20 процентов и еще треть распределена между сильными региональными центрами - Новосибирском и Екатеринбургом (примерно по 10 процентов), а дальше, например, в Нижнем Новгороде, идет резкое уменьшение", - уточнил он. При этом отрасль растет на 15-20 процентов в год, невзирая ни на какие кризисы, и испытывает острую нехватку квалифицированных кадров. Вузы же, по оценкам Парфенова, обеспечивают лишь около половины потребности отрасли. "У меня есть точные данные по количеству абитуриентов, которых ведущие вузы и вузы второго уровня ежегодно принимают на учебу. Это свыше 3000 человек, 1700 - в группу из шести ведущих вузов: МГУ, СПбГУ, ВШЭ, МФТИ, ИТМО и МИФИ, и еще около 1500 принимают вузы второй группы, среди которых МВТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, ЛЭТИ и Новосибирский госуниверситет", - сказал он.

"Разница между группами вузов - в баллах ЕГЭ, и она значительная. Средний балл по ЕГЭ в группу "высшей лиги" - 276, а на наш факультет IT и программирования Университета ИТМО проходят 100-балльники по всем предметам. В вузы второй группы проходной балл на специальности IT на 30 баллов меньше", - пояснил собеседник агентства. Он подчеркнул, что в сумме эти абитуриенты-студенты и питают отрасль, а те молодые люди, которые обучаются программированию в других вузах, например, в Институте водного транспорта, и тому подобным - не востребованы. "В IT-компаниях есть очень четкий алгоритм приема на работу, профпригодность выясняется в 5 часов, почти как на школьной олимпиаде и студенческом чемпионате. В других отраслях надежно определить квалификацию сложнее. Например, невозможно быстро установить, умеет ли претендент проектировать завод, а вот владеет ли он программированием, выясняется быстро, и либо ему говорят "до свиданья", либо дают зарплату в 100 тысяч рублей, что для молодого специалиста 22 лет очень неплохо", - отметил Парфёнов.

Технопарки "Кванториумы" - новая форма образования для детей в сфере науки и техники

Во Владимирской области технопарк "Кванториум-33", созданный на базе Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой, находится на старте расширения. "В технопарке занимаются 80 детей, в начале 2017 года их количество планируем увеличить до 300, ребята из районов области будут дважды в неделю посещать занятия на школьных автобусах", - уточнил руководитель проекта Валентин Пономарев. В течение 2017 года "Кванториум-33" объединит до 1000 детей, обсуждается создание филиальной сети. Всего в технических объединениях Владимирской области занимаются более 10 тысяч 82 обучающихся, из них - в 249 организациях дополнительного образования детей - 3291 обучающихся (33%), в 449 организациях общего образования - 6791 обучающихся (67%).

В Татарстане гордятся лучшим в стране показателем охвата школьников детским техническим творчеством. "14,7 процентов - это лучший показатель по России. Самые младшие воспитанники кружков - дети 5 лет", - рассказала ТАСС замминистра образования и науки Татарстана Лариса Сулима. Основу системы технического творчества детей республики составляют 9 профильных учреждений дополнительного образования детей (8725 чел.), 63 многопрофильных УДО, в которых занимаются 18495 детей, АНО "Кванториум" (420 чел.), что составляет 13,9 % всех детей, занятых в системе дополнительного образования Республики Татарстан. В 2016 году благодаря проектам областного Дворца молодежи и Института развития образования в Свердловской области почти на 60% увеличилось число детей, занимающихся техническим творчеством. На сегодняшний день в регионе работает 68 базовых площадок, ресурсных центров развития технического творчества учащихся, также более 100 школ участвуют в сетевом проекте "Инженерная галактика", созданы восемь студенческих конструкторских бюро, которые поддержаны 20 промышленными предприятиями.

По данным пресс-службы свердловского Минобразования, реализация комплексной На реализацию мероприятий программы "Уральская инженерная школа" в 2017 году выделено 520 млн рублей, из них 400 млн - на функционирование и оснащение оборудованием, уточнила вице-губернатор - министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко. В Томске в ближайшее время откроется первый детский технопарк, где будут заниматься около 1 тысячи детей в год, затем появятся его филиалы в глубинке, рассказал ТАСС замгубернатора со социальной политике Чингис Акатаев. В технопарке будут развивать 8 направлений: робототехника, космические технологии, биотехнологии, информационные технологии, промышленный дизайн, дополненная и виртуальная реальность, геоинформационные технологии и аэротехнологии. Кроме мастерских и лабораторий, будут цеха общего пользования с высокотехнологичным оборудованием, медиабиблиотека, зона отдыха. Оборудование и специалистов для занятий предоставят вузы и инновационные компании. Например, разработчик робототехнических комплексов с беспилотными автомобилями предоставит такой комплекс технопарку бесплатно, и школьники смогут научиться работе с техническим зрением - так называемыми "глазами робота". В Приморье расширят сотрудничество Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) со Всероссийским детским центром "Океан", где в 2019 году планируют открыть школу-интернат на 200 мест для одаренных детей, деятельность которой будет координировать ДВФУ, рассказал ТАСС представитель университета.

Помощь муниципалитетов

В Комсомольске-на-Амуре задачу по созданию детского технопарка взяли на себя даже не региональные, а мунициальные власти. "Технопарк "Кванториум" будет единственным на Дальнем Востоке и первым муниципальным детским технопарком, обычно ответственность за финансирование таких проектов берут власти региона, но в Комсомольске-на-Амуре это будет муниципалитет", - отметила руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе Ольга Курилова. Открытие технопарка потребовало вложения 120 млн рублей, 56 млн рублей выделило Минобрнауки РФ, 50 - муниципальный бюджет, 20 млн рублей планируется привлечь из внебюджетных источников - от комсомольских промпредприятий. Кроме 400 детей, которые будут заниматься в "Кванториуме" на регулярной основе, еще 3 тысячи школьников будут приезжать из соседних муниципальных районов. Как сообщила ТАСС министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова, к участию в проекте в течение 2017 года присоединятся пять районов края - Комсомольский, Солнечный, Амурский, Ванинский и Советско-Гаванский. Еще один детский технопарк стоимостью в 836 млн рублей в Комсомольске-на-Амуре предполагается построить в 2017-2019 годах по долгосрочному плану комплексного развития города до 2025 года.

https://news.rambler.ru/education/35545510/?utm_content=news&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Добавить комментарий Имя: 

Комментарий:


Ваш комментарий:


Вопрос:  ''
  
Статьи
Что ждет российское образование в ближайшем будущем: 9 нововведений от Минпросвещения

 Минпросвещения во главе с Ольгой Васильевой подготовило для россиян масштабный национальный проект с говорящим названием «Образование», который изменит привычную жизнь преподавателей, школьников, студентов и их родителей. Реализовать его в правительстве планируют до 2024 года, а принять — уже в этом августе. Какие же изменения ждут систему образования в России в предстоящие шесть лет?

 
1. В школах введут новые образовательные программы и избавятся от третьей смены
 
Первый проект в рамках реализации нацпроекта «Образование» называется «Современная школа». Его основная цель — вывести Россию на одну из лидерских позиций (а точнее, в первую десятку стран) по качеству общего образования во всем мире. Российские школы действительно обещают стать более современными — здесь обновят образовательные программы и приведут систему оценки качества к международным стандартам. Кроме того, в школах появятся уроки технологии на базе технопарков для детей «Кванториум» и, наконец, ликвидируют третью смену.
 
2. Школы будут цифровыми
 
Еще одна задача — реализация проекта «Цифровая образовательная среда». Он предполагает создание в школах страны полностью безопасной цифровой образовательной среды. Это значит, что все общеобразовательные учреждения обеспечат доступом в интернет, на уроках будут применяться технологии виртуальной и дополненной реальности, а всю отчетность переведут в электронный формат. Ранее ИА «В городе N» рассказывало, что в рамках данного проекта в школах также может появиться система распознавания лиц. 
3. В школах будут ориентироваться на успех каждого ребенка
 
Известно, что реализация проекта «Успех каждого ребенка» должна привести к тому, что школа будет воспитывать «гармонично развитых и социально ответственных личностей». В частности, в школах разработают образовательные программы по индивидуальным планам, а Минпросвещения займется созданием новых оплотов допобразования. Также по всей стране будут строиться центры поддержки талантливых детей.
 
4. Вести уроки будут «учителя будущего»
 
«Учитель будущего» — именно так называется еще один федеральный нацпроект, который необходимо реализовать до 2024 года. По всей стране будет введена система аттестации школьных директоров и психологов, а для педагогов будет разработана система карьерного роста — кстати, с учетом индивидуальных достижений каждого работника образовательных организаций.
 
5. Техникумы и колледжи будут готовить «молодых профессионалов»
 
Федпроект «Молодые профессионалы» разработан специально для модернизации системы профессионального образования. В планах министерства — проведение чемпионата мира по профмастерству WorldSkills в Казани и Европейский чемпионат по профессиональному мастерству в Санкт-Петербурге. Помимо этого, в России будет создана целая сеть центров опережающей профподготовки. По мнению чиновников, это должно помочь студентам колледжей и техникумов в подготовке к демонстрационным экзаменам, которые станут обязательными для половины учреждений профессионального образования уже в 2024 году
 
6. Российские вузы смогут конкурировать с западными
 
В целях повышения конкурентоспособности российских вузов в профильных министерствах разработали специальный федеральный проект. Он предполагает, например, привлечение в высшие школы России большего количества иностранных студентов. Чиновники уверяют, что данный проект соотносится с другими, не менее важными — «Экспорт российского образования», «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда в РФ».
 
7. Родители тоже станут более современными
 
Чтобы реализовать проект «Современные родители», в правительстве предлагают разработать специальный сайт, где родители смогут получать консультации по вопросам образования и воспитания детей. К тому же в 2024 году во всех субъектах РФ откроются центры помощи родителям.
 
8. Взрослым будет проще заниматься самообразованием
 
Ответственность за успех проекта «Новые возможности для каждого» возложена на министерство науки и высшего образования. В соответствии с ним будет создана специальная платформа-навигатор и сервисы с образовательными курсами и программами. А еще ведомство планирует проводить мероприятия, которые должны будут мотивировать россиян к самообразованию. Какие именно мероприятия заставят взрослое население страны вернуться к учебе, пока неизвестно.
 
9. В России будет развиваться волонтерство
 
Через шесть лет по всей стране заработают центры поддержки добровольчества. Открываться такие центры будут на базе школ, колледжей, вузов, НКО и госучреждений. Также в планах у Росмолодежи (а именно она займется реализацией проекта «Социальная активность») разработка специальной платформы для поиска и обучения волонтеров.
 
Ранее сообщалось, что низкие зарплаты и высокая загрузка привела к дефициту педагогов в 48% школ. 
 
Взято с: http://www.vgoroden.ru/zhizn/obrazovanie/chto-zhdet-rossiyskoe-obrazovanie-v-blizhayshem-budushhem-9-novovvedeniy-ot-minprosveshheniya
 
Фотоника и бионанотехнологии – профессии будущего, считают в МИФИ

Профессии будущего занимают все больше места в учебных программах лучших российских вузов. Фотоника наноструктур, высокотехнологичные диагностические системы и биомедицинские нанотехнологии – новые направления развития для Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ). Что это такое и почему можно ожидать активного развития этих направлений в России и за ее пределами?

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ