Статьи

 

Урок литературы или кружок занимательного чтения

05.04.2016

В Московском городском педагогическом университете прошел круглый стол, посвященный обсуждению судьбы школьного литературного образования. Поводом для встречи стала «Примерная программа по литературе» – часть новых федеральных государственных стандартов для старших классов. Программа проходит сейчас финальное обсуждение на профессиональном интернет-ресурсе и по-прежнему остается предметом ожесточенных дискуссий.

Строго говоря, вся ожесточенная полемика по теме сводится к вопросу, ограничить ли школьную литературу обязательным для всех (подробным) списком изучаемых произведений, или дать к обязательному списку вариативные произведения по выбору учителя, или вообще дать только список рекомендованных книг?

Если вспомнить обсуждение этого вопроса в Общественной палате зимой этого года, то там риторика обсуждения просто зашкаливала. «Все классики наперечет, – клеймили авторов концепции выступающие. – Все это – вершины, которые никто никогда не ниспровергал, никто не добавлял к ним другие. И тот, кто решится взять на себя ответственность – кого брать, а кого оставить, это не просто смелый человек... Это какой-то русский лихой человек с большой дороги, которого всегда боялась наша интеллигенция на протяжении веков». В общем, вот так! И не иначе...

«Лихие» же люди считают, что список должен носить сугубо рекомендательный характер, а что именно из него следует изучать – это должно стать прерогативой самого учителя. Почему учителя? Ответ очевиден. В условиях свободы слова, свободы передвижения и культурного разнообразия вполне логично довериться педагогу. А если есть волнение, что учитель может не оправдать этого высокого доверия, то всегда сохраняется возможность вмешаться родительской общественности.

Авторам концепции возражают представители Ассоциации словесников, которые подготовили объемный перечень произведений, скорее напоминающий советскую модель изучения литературы в школе. Они уверены, что без обязательного списка урок литературы рискует превратиться в кружок занимательного чтения.

И опять «но»... «Большинство школ до сих пор работают по методическим пособиям, выпущенным еще в прошлом веке, а современные дети попросту не знают о судьбе человека времен тотальных войн, гражданских революций и концлагерей», – возражает против «архаичного» списка один из авторов проекта Михаил Павловец, заместитель руководителя школы филологии Высшей школы экономики (НИУ). Если все основное изучение литературы заканчивается XIX веком и лишь небольшая часть занятий отводится на изучение XX века (в основном в жанре поэзии), то как узнать подростку, что происходит с историей в последующие 100 с лишним лет, спрашивают авторы.

«Конечно же, никто не говорит о том, что нужно сбросить Пушкина или Достоевского с корабля современности. Но со временем этих великих писателей было написано много не менее достойных произведений. Детям нужна новая литература, которая будет для них интересна и, возможно, более понятна. Это не значит, что нужно отказываться от классики. Это значит, что нужно выстраивать линию преемственности», – комментирует концепцию Екатерина Асонова, еще один составитель «Примерной программы», заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ.

Приведу еще контраргумент оппонентов, касающийся «архаичности» списка. Некоторые современные дети не понимают не только классику, но и литературу современную, говорили в ОП на слушаниях. И речь здесь идет скорее о культурной неразвитости детей. С этим-то и надо что-то делать.

И опять же о развитии детей… «Либо мы ожидаем, что школьник выйдет действительно самостоятельным читателем, который сможет найти себе книгу по вкусу, не побоится взять незнакомую литературу и при необходимости сумеет дать собственную интерпретацию изученных произведений в тех же социальных сетях. Либо мы говорим о том, что по результатам обучения в школе наши дети будут обладать определенным количеством прочитанных текстов, объем которых хотят расширить еще больше», – настаивает Михаил Павловец.

«Без истории литературы обрывочные литературные сведения не создадут культурного поля, которое мы формируем у школьника», – возражает оппозиция.

Ключевой идеей нового школьного стандарта, уверяют авторы нового проекта, является переход к деятельностному подходу в обучении. Уроки литературы, как и другие школьные предметы, нужно научиться воспринимать не через предметную призму, а через призму компетенций, главной из которых должна стать способность ребенка к самостоятельному чтению, считает Екатерина Асонова.

Еще один камень преткновения – вдумчивое чтение. По мнению Натальи Журавлевой, учителя русского языка и литературы школы № 2070, современные дети сильно перегружены и не успевают читать даже обязательную учебную программу, поэтому-то и говорить о дополнительном и самостоятельном чтении вне учебных занятий здесь не приходится.

«Я за практики медленного и вдумчивого чтения как в классе, так и дома. Невозможно в равной мере охватить весь книжный объем, который предусмотрен школьной программой. Дети должны понимать, что они читают, и уметь высказывать свою точку зрения о прочитанном. А это возможно лишь при тщательном разборе и анализе произведений. Поэтому я считаю, что список литературы должен носить рекомендательный характер, а также предусматривать возможность выбора, чтобы ученики сами могли решать, что им читать в рамках той или иной темы. Естественно, при помощи советов учителя», – подчеркивает Наталья Журавлева.

Противники же концепции выступают за разнообразие изучаемых произведений. Термин «лучше меньше, да лучше» – по их мнению, здесь совсем не годится. Их лозунг - много произведений, хороших и разных.

Сразу же возникает вопрос о перегрузке школьников. Алексей Скрипник, создатель онлайн-ресурса «Брифли», в качестве возможных решений в данной ситуации видит обращение к уже достаточно известными технологическим приемам: видеороликам с кратким изложением литературных произведений, внедрению интерактивных и анимационных элементов в процесс чтения. Он уверен, что бороться с такими формами – это как лечить симптомы, а не болезнь. «На Западе, например, уже давно популярны видеопересказы известных книг, и я думаю, что и у нас в скором времени данная опция станет крайне востребованной. Главный вопрос здесь – качество таких пересказов», – говорит Скрипник.

Добавить комментарий Имя: 

Комментарий:


Ваш комментарий:


Вопрос:  ''
  
Статьи
Что ждет российское образование в ближайшем будущем: 9 нововведений от Минпросвещения

 Минпросвещения во главе с Ольгой Васильевой подготовило для россиян масштабный национальный проект с говорящим названием «Образование», который изменит привычную жизнь преподавателей, школьников, студентов и их родителей. Реализовать его в правительстве планируют до 2024 года, а принять — уже в этом августе. Какие же изменения ждут систему образования в России в предстоящие шесть лет?

 
1. В школах введут новые образовательные программы и избавятся от третьей смены
 
Первый проект в рамках реализации нацпроекта «Образование» называется «Современная школа». Его основная цель — вывести Россию на одну из лидерских позиций (а точнее, в первую десятку стран) по качеству общего образования во всем мире. Российские школы действительно обещают стать более современными — здесь обновят образовательные программы и приведут систему оценки качества к международным стандартам. Кроме того, в школах появятся уроки технологии на базе технопарков для детей «Кванториум» и, наконец, ликвидируют третью смену.
 
2. Школы будут цифровыми
 
Еще одна задача — реализация проекта «Цифровая образовательная среда». Он предполагает создание в школах страны полностью безопасной цифровой образовательной среды. Это значит, что все общеобразовательные учреждения обеспечат доступом в интернет, на уроках будут применяться технологии виртуальной и дополненной реальности, а всю отчетность переведут в электронный формат. Ранее ИА «В городе N» рассказывало, что в рамках данного проекта в школах также может появиться система распознавания лиц. 
3. В школах будут ориентироваться на успех каждого ребенка
 
Известно, что реализация проекта «Успех каждого ребенка» должна привести к тому, что школа будет воспитывать «гармонично развитых и социально ответственных личностей». В частности, в школах разработают образовательные программы по индивидуальным планам, а Минпросвещения займется созданием новых оплотов допобразования. Также по всей стране будут строиться центры поддержки талантливых детей.
 
4. Вести уроки будут «учителя будущего»
 
«Учитель будущего» — именно так называется еще один федеральный нацпроект, который необходимо реализовать до 2024 года. По всей стране будет введена система аттестации школьных директоров и психологов, а для педагогов будет разработана система карьерного роста — кстати, с учетом индивидуальных достижений каждого работника образовательных организаций.
 
5. Техникумы и колледжи будут готовить «молодых профессионалов»
 
Федпроект «Молодые профессионалы» разработан специально для модернизации системы профессионального образования. В планах министерства — проведение чемпионата мира по профмастерству WorldSkills в Казани и Европейский чемпионат по профессиональному мастерству в Санкт-Петербурге. Помимо этого, в России будет создана целая сеть центров опережающей профподготовки. По мнению чиновников, это должно помочь студентам колледжей и техникумов в подготовке к демонстрационным экзаменам, которые станут обязательными для половины учреждений профессионального образования уже в 2024 году
 
6. Российские вузы смогут конкурировать с западными
 
В целях повышения конкурентоспособности российских вузов в профильных министерствах разработали специальный федеральный проект. Он предполагает, например, привлечение в высшие школы России большего количества иностранных студентов. Чиновники уверяют, что данный проект соотносится с другими, не менее важными — «Экспорт российского образования», «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда в РФ».
 
7. Родители тоже станут более современными
 
Чтобы реализовать проект «Современные родители», в правительстве предлагают разработать специальный сайт, где родители смогут получать консультации по вопросам образования и воспитания детей. К тому же в 2024 году во всех субъектах РФ откроются центры помощи родителям.
 
8. Взрослым будет проще заниматься самообразованием
 
Ответственность за успех проекта «Новые возможности для каждого» возложена на министерство науки и высшего образования. В соответствии с ним будет создана специальная платформа-навигатор и сервисы с образовательными курсами и программами. А еще ведомство планирует проводить мероприятия, которые должны будут мотивировать россиян к самообразованию. Какие именно мероприятия заставят взрослое население страны вернуться к учебе, пока неизвестно.
 
9. В России будет развиваться волонтерство
 
Через шесть лет по всей стране заработают центры поддержки добровольчества. Открываться такие центры будут на базе школ, колледжей, вузов, НКО и госучреждений. Также в планах у Росмолодежи (а именно она займется реализацией проекта «Социальная активность») разработка специальной платформы для поиска и обучения волонтеров.
 
Ранее сообщалось, что низкие зарплаты и высокая загрузка привела к дефициту педагогов в 48% школ. 
 
Взято с: http://www.vgoroden.ru/zhizn/obrazovanie/chto-zhdet-rossiyskoe-obrazovanie-v-blizhayshem-budushhem-9-novovvedeniy-ot-minprosveshheniya
 
Фотоника и бионанотехнологии – профессии будущего, считают в МИФИ

Профессии будущего занимают все больше места в учебных программах лучших российских вузов. Фотоника наноструктур, высокотехнологичные диагностические системы и биомедицинские нанотехнологии – новые направления развития для Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ). Что это такое и почему можно ожидать активного развития этих направлений в России и за ее пределами?

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ