Новости

 

Школьные учебники: работа над ошибками?

17.11.2016

Не так давно российские СМИ активно обсуждали ошибки и неточности в школьных учебниках.

Портал «Российское образование» обратился за комментариями к членам профессиональных ассоциаций педагогов.

«Ошибки встречаются, но их не так много. Просто сам статус школьного учебника предполагает, что к изданию предъявляются особые требования», – считает член Научно-методического совета по учебникам Минобрнауки РФ, председатель Ассоциации учителей литературы и русского языка Роман Дощинский.

Основной причиной появления на школьных партах учебников с опечатками и неточностями он назвал недостаточный профессионализм редакторов и корректоров в издательствах. Если в советское время существовал один издательский дом «Просвещение», куда стекались абсолютно все учебные материалы, то после развала СССР множество мелких издательств разрослись по всей стране, как грибы после дождя. В них стали набирать молодые кадры, недавно получившие университетские корочки.

«Раньше такие специалисты были людьми штучного производства, которых на улице просто так не сыскать. Они имели приличный опыт работы, проходили «огонь, воду и медные трубы» в этих должностях», – считает Дощинский.

По его мнению, издание учебника – особый процесс, с которым трудно справиться неопытным специалистам. В этом деле требуется ответственный подход, усидчивость, широкий кругозор. Такие кадры необходимо формировать. Например, раньше при специализированном издательстве существовала целая школа, готовящая сотрудников для выпуска учебно-методической литературы.

Если издания не начнут уделять должного внимания уровню квалификации своих редакторов, корректоров, то данная проблема будет оставаться актуальной. А пока педагоги и родители вынуждены краснеть перед детьми и придумывать объяснения всевозможных казусов, которые встречаются в учебной литературе.

«Например, писатель Фазиль Искандер умер недавно, но в учебнике он значится как ныне здравствующий. Очень часто встречаются ошибки в датах, происходят несуразности с подчеркиванием членов предложения в русском языке», – перечисляет член Научно-методического совета по учебникам Минобрнауки РФ.

Стоит еще раз подчеркнуть, что наличие неточностей, опечаток нельзя назвать тотальным явлением. Этот факт подтверждает президент Российской ассоциации учителей географии, доктор педагогических наук Александр Лобжанидзе.

«Учебники проходят две экспертизы: Российской Академии образования и Российской академии наук. Какие-то клинические ошибки в них не встречаются. Устаревает очень быстро цифровой ряд в учебниках по экономической географии. Школьные материалы обновляются раз в пять лет, а экономика многих стран развивается значительно быстрее. Это может вызывать ошибки такого порядка: Китай обогнал Японию по выплавке стали, но в учебнике стоит наоборот. Следующее издание этот недочет уже исправит», – объясняет он.

Пять лет назад эксперт, которому поручалось работать над учебником, тесно сотрудничал с авторским коллективом и указывал авторам все изъяны, которые тут же ими исправлялись. Но сейчас издательствам даже запрещено знать, кто именно проводит заключение. Процесс проверки учебника достаточно обособленный.

«Сегодня заключение выглядит так: эксперт фиксирует ошибки, но понимает, что, в принципе, это мелочи, учебник, в целом, хороший и рекомендует его к изданию. А издательства зачастую уже не обращают внимания на замечания и выпускают материалы», – поясняет Роман Дощинский.

Следует обратить внимание на то, что проблема не стоит на месте, постоянно предпринимаются всевозможные действия для улучшения качества учебников. Например, при подготовке прошлого федерального перечня учебников фамилии экспертов так и не были обнародованы. Однако в этом году Научно-методическому совету по учебникам Минобрнауки РФ обещают открыть данные этих специалистов. Впоследствии если в учебниках обнаружатся неточности, то они будут нести персональную ответственность.

«Экспертизу должен проходит не только учебник, но и весь учебно-методический комплекс. Сегодня даже не учебник является главным в системе образования, а информационно-образовательная среда, которая намного шире. Она включает в себя тетради, Интернет-порталы, диски. Если ребенок замкнут только на одном учебнике и не работает в информационной среде, это сильно ограничивает его возможности в восприятии нового материала», – добавляет президент Российской ассоциации учителей географии.

Роман Дощинский также вносит свои предложения.

«Самое главное – не ограничиваться экспертизой, потому что экспертиза - это всегда человеческий фактор. Мы настаиваем на том, чтобы возвратить процедуру апробации учебников. Предполагается, что создается ряд экспериментальных школ по всей стране. И в этих школах проверяется качество учебников. А в течение года авторский коллектив шлифует материал и приближает его к идеалу», – резюмирует он.

И в завершение напомним, что не так давно учебные учреждения оказывались заложниками ситуации: учебники они могли закупать один раз в пять лет, а их утвержденный перечень менялся гораздо чаще – раз в три года. Поэтому школам приходилось либо определенный период времени заниматься по старым стандартам, либо привлекать родительские средства для обновления книжного фонда.

По новым правилам уже с 2017 года перечень учебников будет актуален на протяжении пяти лет.

http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/shkolnye-uchebniki-rabota-nad-oshibkami/

Будьте в курсе последних новостей, добавьте наш виджет на Яндекс:
добавить на Яндекс

Добавить комментарий Имя: 

Комментарий:


Ваш комментарий:


Вопрос:  ''
  
Статьи
Фотоника и бионанотехнологии – профессии будущего, считают в МИФИ

Профессии будущего занимают все больше места в учебных программах лучших российских вузов. Фотоника наноструктур, высокотехнологичные диагностические системы и биомедицинские нанотехнологии – новые направления развития для Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ). Что это такое и почему можно ожидать активного развития этих направлений в России и за ее пределами?

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ