Новости

 

"Очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка"

17.03.2016

В 2015 году около 600 тыс. четвероклассников написали Всероссийскую проверочную работу (ВПР) по русскому языку и математике, а в мае им предстоит написать контрольную по предмету "Окружающий мир". Эта новация вызвала тревогу: многие родители считают, что их детей уже в начальной школе заставляют писать что-то вроде ЕГЭ. Руководитель проектов Рособрнадзора, глава центра национальных и международных исследований Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) СЕРГЕЙ СТАНЧЕНКО рассказал, для чего созданы всероссийские проверочные работы и в каком направлении они будут развиваться.

— Чем же все-таки ВПР отличаются от ЕГЭ?

— Самое главное, что ВПР — это не экзамен "высоких ставок". В отличие от ЕГЭ, по результатам которого выпускники поступают в вузы, оценка за ВПР никак не влияет на судьбу ребенка. Всероссийские проверочные работы — это обычные годовые контрольные работы. И даже отметка за них необязательна: школа или регион сами решают, ставить ли ученику оценку в журнал.

— Чем же тогда ВПР отличаются от школьных контрольных работ?

— Во-первых, это единые для всей страны задания — так мы лучше понимаем уровень знаний в каждом регионе или даже конкретной школе. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. Мы не говорим о том, что должны быть рамки металлоискателя или видеонаблюдение, как на ЕГЭ — этого нет ни в каких обязательных рекомендациях. Единственное требование — обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Нет никаких новых для школы условий — мы хотим лишь, чтобы дети не пользовались шпаргалками, учебниками и рабочими тетрадями, не списывали у соседа по парте.

— Если никаких последствий для школьников не будет, то для чего тогда вообще проводить ВПР? Что вы хотите выяснить — ситуацию в школе, компетенцию учителей?

— Контрольная работа - это сложившаяся форма проверки уровня подготовки школьника. И когда учитель проводит контрольную работу, он должен воспользоваться какими-то материалами, провести ее по определенному регламенту. Поэтому было принято решение помочь школам провести одну из итоговых работ. ВПР — это помощь школам в проведении хорошей, качественной, выверенной, стандартизированной общероссийской работы. И такая работа очень важна прежде всего для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе. И помочь, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учебе ребенка вырастут как снежный ком.

— Но в Рособрнадзоре недавно признали, что результаты ВПР пока трудно назвать объективными: число пятерок в некоторых регионах достигало 50%. Почему так получилось?

— Потому что было желание приукрасить ситуацию.

— И кто ее приукрасил?

— Контрольную работу проводили школы, в аудиториях даже не было федеральных или региональных наблюдателей. Например, в декабре во многих школах контрольную проводили учителя, которые работают в том же классе. Более того, подавляющее количество школ проверяли и оценивали работы силами тех же учителей. А когда мы проводили Национальное исследование качества образования с привлечением посторонних для школы специалистов, результаты сильно отличались от того, что мы увидели на ВПР. Маловероятно, что уровень подготовки четвероклассников настолько различен в соседние годы. Поэтому мы делаем вывод, что 50% пятерок — это явное преувеличение.

— То есть можно сказать, что учителя завысили оценки?

— Да. Но мы продолжаем убеждать: от школ ожидается правда, а не максимальное количество пятерок. Мы стремимся к прозрачности, и эта линия будет выдерживаться.

— Если апробация показала не совсем объективные результаты, как вы планируете поступить в нынешнем году?

— Пока мы хотим обойтись без централизованных федеральных шагов и просто объяснить школам идею этого проекта. Их управляющим советам и родителям нужно понять необходимость объективного оценивания знаний детей. Как только мы пришлем наблюдателей, поставим видеокамеры, у всех появится ощущение, что мы вводим ЕГЭ для самых маленьких. Дети начнут больше нервничать, волноваться — это никому не нужно. Мы, как организаторы проекта, стараемся объяснять, что достаточно поставить для наблюдения за порядком в классе учителя из другого класса, проверять работы силами учителей из других классов. Никакой жесткой процедуры у нас нет, есть некоторые вспомогательные технологические элементы, которые надо соблюдать. Как минимум, работы надо не подписывать ФИО, а присваивать номера.

— Что вы делаете с полученными данными?

— Для нас это прежде всего мониторинг. Рособрнадзор таким образом пытается выстроить региональные и внутришкольные механизмы самоаудита и самоконтроля. Так что в случае стопроцентных пятерок школе не избежать проверки. Рособрнадзор пытается, в том числе в рамках этого проекта, сказать школам и регионам: "Не надо завышать показатели, постарайтесь добиться объективной картины и работайте с ней".

— Хорошо, предположим, ВПР прошла объективно и показала определенные пробелы в знаниях учеников. А как школы и регионы должны решать эту проблему?

— По закону именно регион и школа должны решать, как им изменить ситуацию. Но рискну предположить, что мы тут можем получить конфликт интересов. Поэтому здесь нам нужно обсуждать проблемы с регионами и давать рекомендации, как работать с полученными результатами. Кому-то удобнее предпринять централизованные действия на уровне региона, а где-то попросят саму школу оценить результаты и высказать свои предложения. Главное, что регион должен не наказывать школу, а помогать ей. Например, направлять учителей на повышение квалификации или пересмотреть образовательную программу.

— А школы обязаны участвовать в ВПР?

— Пока в 2016 году оглашается режим добровольного рекомендованного участия. То есть нет никакого нормативного акта, обязывающего школы принять участие. Сейчас школа или регион могут отказаться от массового проведения ВПР, потому что у некоторых регионов были уже давно запланированы свои работы, которые проводятся в другое время, и нет смысла проводить сразу две большие работы. Чтобы не нарушать никакие планы, ВПР и носит рекомендательный характер.

— Когда ВПР могут стать обязательными?

— Обсуждается вопрос об обязательности ВПР в 2017 году. Но думаю, что нужно прожить еще какое-то время, посмотреть на практику использования результатов. Сначала обсудить в образовательном сообществе все нюансы этого проекта, а затем двигаться дальше. Беседовала Валерия Мишина

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2929205

Будьте в курсе последних новостей, добавьте наш виджет на Яндекс:
добавить на Яндекс

Добавить комментарий Имя: 

Комментарий:


Ваш комментарий:


Вопрос:  ''
  
Статьи
Фотоника и бионанотехнологии – профессии будущего, считают в МИФИ

Профессии будущего занимают все больше места в учебных программах лучших российских вузов. Фотоника наноструктур, высокотехнологичные диагностические системы и биомедицинские нанотехнологии – новые направления развития для Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ). Что это такое и почему можно ожидать активного развития этих направлений в России и за ее пределами?

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ